Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит...
Святитель Иоанн Златоуст
Вот и настал Великий пост:
Многие в наше время задают этот вопрос: “Почему Церковь требует, чтобы мы постились?”.
Вот как отвечает на этот вопрос церковь:
Пост необходим и для души, и для тела. Мы все унаследовали больное естество от наших прародителей Адама и Евы. Они нарушили Богом данную им заповедь не вкушать плода от древа познания. С самым первым грехом мир нарушился, в него пришли болезни и смерть. И сами мы продолжаем грешить, омрачая свою душу. А от этого нарушается и наше здоровье, тесно связанное с душою. Вот попечительная Мать наша — Святая Церковь — и предлагает нам необходимый курс лечения: Великий пост, как своего рода “духовную лечебницу”.
Протестантские и сектантские воззрения на пост заключаются в том, что он совсем не нужен и бесполезен. Чаще всего при этом ссылаются на слова Христа Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст” (Мф. 15: 11). Но ведь это было сказано совсем не о посте. Мы постимся вовсе не потому, что боимся оскверниться пищей, а для того, чтобы подвигом воздержания обуздать свои греховные страсти и послужить Богу, оказав послушание Церкви, установившей пост. Грех нарушения поста — не в осквернении пищей, а в непослушании Церкви.
Итак, пост установил Сам Господь Бог еще в раю (см.: Быт. 2: 16–17). Через весь Ветхий Завет проходит подвиг поста (см.: Исх. 24: 18; 3 Цар. 19: 8; Иудифь 4: 13; 8, 6; 2 Пар. 20: 3; Неем. 1: 4; 9: 1–3; 1 Езд. 10: 6; 2 Мак. 6: 18; 7). Важность и необходимость святых постов утверждается и на основании книг Священного Писания Нового Завета. Сам Господь Иисус Христос, пред Своим выходом на великое дело служения роду человеческому, 40 дней и 40 ночей провел в пустыне в строгом посте.
Но следуя Спасителю, все мы должны понимать, что истинный пост — не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.
Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания в супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий — пост становится всего лишь диетой.
Что касается ссылок (см. Быт. 2: 16-17. ) то эти ссылки спорные. Но интересно почитать и другую точку зрения, самого Господа, которую он доносит людям через пророков в частности через пророка Исаию:
Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?" – Вот, в день поста вашего Вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкой рукой бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли пост, который Я избрал, день, в котором томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли называешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя поддет пред тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссекают. …Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадой, святым днем господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твой прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоту земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
Исаия 58, 1-14.
Теперь сравните то что говорит церковь о посте и что под этом понимает Господь, то сразу увидите, что христианство, подменив Закон Верой фактически лишила пост его предметного содержания, превратив его в банальное фарисейство, лицемерие.
Что только стоит последний абзац – «Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания в супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий — пост становится всего лишь диетой». Который не о чем не говорит, а так пустое умничество. В отличие от Господа который конкретно говорит что бы люди поняли что от них требуется и какой пост Ему угоден, чтобы люди не путались :
Ибо Господь ничего не делает, не открыв Своей тайны Своим пророкам.
Амоса 3,7.
Для того чтобы люди ничего не добавляли и не выдумывали небылиц:
Второзаконие 12,32.
К тем словам что сказаны у пророка Исаии ничего случайно добавить или убавить нельзя, но зато в трактовке церкви добавляй и убавляй сколько хочешь. Чем в общем-то церковь и занимается в течении уже двух тысяч лет.
Да и Агура, сын Иакеева комментируя закон Господа, говорит:
Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
Притчи 30, 1, 5.
Теги: Пост, Исаия, Амоса, Второзаконие,